В Курске подведены итоги правоприменительной практики

14.02.2019

В Курске состоялось публичные обсуждения итогов надзорной деятельности и результатов обобщения и анализа правоприменительной практики Главного управления МЧС России по Курской области за 2018 год.

— На сегодня эта тема актуальна как на территории нашего региона, так и в целом в Российской Федерации, где Открытым Правительством внедряется новый подход к осуществлению контрольно-надзорной деятельности, — говорит временно исполняющий обязанности первого заместителя начальника ГУ МЧС России по Курской области Дмитрий Демьяненко.

В прошедшем 2018 году тенденция на уменьшение давления на бизнес продолжалась, что выражалось в уменьшении количества плановых проверок.

Это снижение достигалось за счёт действия статьи 26.1. Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которой проверки в отношении субъектов малого и даже среднего предпринимательства в 2018 году не планировались, а проводились только внеплановые проверки.

Однако с начала 2019 года действие указанной статьи закончилось.

Количество плановых проверок МЧС в 2018 году уменьшилось на 4% (с 535 до 512). Одновременно количество внеплановых проверок увеличилось на более чем 2,7 раза (с 436 в 2017 году до 1208 в 2018 году). В основном это связано с проведением внеплановых проверок торговых, торгово-развлекательных комплексов и центров, других объектов с массовым пребыванием людей, проводимых по поручению Правительства Российской Федерации и Генеральной прокуратуры.

МЧС одним из первых приняло критерии распределения подконтрольных субъектов по категориям риска в рамках пожарного надзора. Важным шагом стала разработка показателей результативности и эффективности работы всех подразделений МЧС, основанных на реальном ущербе.

Кроме того, в рамках деятельности по пересмотру и оптимизации предъявляемых требований в области пожарной безопасности, постановлением Правительства Российской Федерации ещё от 29 июня 2017 года № 774 внесены изменения в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, обязывающие инспекторский состав использовать проверочные листы при проведении плановых проверок.

Совсем недавно, — 13 ноября 2018 года, в развитие указанных положений, вступил в силу приказ МЧС России от 28 июня 2018 г. № 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности», который утверждает формы проверочных листов, используемых при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности.

Согласно данному приказу проверочные листы используются с ноября месяца 2018 года при плановых проверках объектов всех классов функциональной пожарной опасности, начиная со зданий торгового назначения и общественного питания и заканчивая зданиями культурного и религиозного назначения.

Еще одна из новых форм, это проведение работы по профилактике нарушений обязательных требований. Уже на сегодняшний день доля профилактических мероприятий составляет 50%, а ведомственной программой предусмотрены показатели, устанавливающие увеличение к 2020 году доли профилактики в общем объёме контрольно-надзорной деятельности  до 70 %.

Кроме того, сотрудники МЧС  разъясняли предпринимателям все факторы, влияющие на снижение административных барьеров в отношении бизнес-сообщества. Один из наиболее важных — внедрение на территории области аудита пожарной безопасности. Собственникам  объектов представлено право свободно, на альтернативной основе выбрать форму контроля за обеспечением безопасности своего объекта за счёт государственной структуры – федерального государственного пожарного надзора, либо обратиться в негосударственную организацию, предоставляющую услугу независимой оценки пожарного риска (пожарного аудита) и точно также получить истинную картину положения дел на его объекте. Таким образом, аудит пожарной безопасности является одной из форм оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и позволяет не планировать плановые проверки таких объектов в ближайшие 3 года. Вместе с тем, проведенный аудит не освобождает собственника от решения вопросов обеспечения безопасности людей, находящихся на объекте.

Такие встречи будут проводиться ежеквартально. Их основная цель — совершенствование государственного надзора и контроля в сфере деятельности МЧС России.