НСОПБ дало отрицательное заключение на законопроект о пожарной безопасности

14.01.2020

 

В конце прошлого года на основании замечаний и предложений заинтересованных лиц, поступивших по результатам общественного обсуждения, НСОПБ подготовлено заключение на проект Федерального закона «О пожарной безопасности» в части совершенствования деятельности подразделений пожарной охраны». Данное заключение было направлено в профильные Комитеты Государственной Думы Российской Федерации и профессиональные общественные объединения.

НСОПБ  новую редакцию «Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны, в том числе установление порядка определения численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности» не поддерживает.

Данные изменения распространяются на все виды пожарной охраны, в том числе, на добровольную пожарную охрану. При этом, статьей 13 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Таким образом, создаются предпосылки к возникновению двойного (избыточного) регулирования деятельности добровольной пожарной охраны.

Кроме того, статьями 13, 24 и 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). Некоммерческая организация может осуществлять виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. При этом, порядок принятия решений органами управления некоммерческой организацией устанавливается её учредительными документами в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Таким образом, создание и порядок функционирования добровольной пожарной охраны не входит в сферу государственного регулирования.

НСОПБ новую редакцию «пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы)» не поддерживает.

При внесении предлагаемых изменений договорные подразделения федеральной противопожарной службы наделяются правом и, одновременно, обязанностью выполнять работы и оказывать услуги в области пожарной безопасности, перечень которых установлен статьей 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

К работам и услугам в области пожарной безопасности, согласно положениям указанной статьи, кроме охраны от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе, в том числе, относятся:
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;
выполнение проектных, изыскательских работ;
проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
огнезащитные и трубо-печные работы;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны.

Таким образом, принятие предлагаемой формулировки создаст, с одной стороны, возможность появления у договорных подразделений федеральной противопожарной службы необоснованных расходов, направленных на обеспечение выполнения вышеперечисленных работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.

С другой стороны, данные подразделения законодательно наделяются правом выполнения на договорной основе работ и услуг в области пожарной безопасности, для осуществления которых иным хозяйствующим субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) необходимо наличие лицензии, допуска от саморегулируемой организации, аккредитации и т.п.

Создается возможность возникновения несовершенной конкуренции, что противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».