Типы пожарных рукавов

Пожарный рукав можно встретить практически на каждом предприятии или подвижном, транспортном объекте, как одну из главных частей системы пожаротушения. Как правило, его располагает в специально оборудованных местах, согласно установленному плану охранной системы. С целью повышения мобильности и быстроте его использования хранение изделия производится в свёрнутом виде. Чаще всего это компактные бухты. В профилактических целях пожарный рукав необходимо систематически проверять на сохранность материала и его полную герметичность. Перед тем, как сказать несколько слов о современных типах пожарных рукавов, обратимся в уже далёкую историю. Дело в том, что у этого пожарного элемента есть несколько «автобиографических» этапов, которые заслуживают пристального внимания. Это позволит нам проследит эволюцию конструкции пожарных рукавов с древнего времени до текущего момента.

История пожарных рукавов

Первое упоминание о простейших насосах, перекачивающих воду, относится к первым векам нашей эры. Учёный – самоучка Ктесбий был создателем этой примитивной и несовершенной конструкции, которая всё же справлялась со своим предназначением. Дальше мы переносимся к более близкой эпохе. 1672 год был ознаменован реализацией новаторской идеи голландским изобретателем, носившим имя Хейдена. Что он предложил усовершенствовать в конструкции? Механик просто произвёл замену в насосе нефункциональную шейку для поворота. Он же выпустил подробное техническое изыскание, в котором детально и убедительно расписал преимущества эксплуатации пожарных рукавов. Год 1724 подарил миру пожарную трубу со специальным пожарным рукавом, имеющим способность всасывать воду прямо с глади открытого, природного водоёма. Такое решение значительно упростило и ускорило процесс тушения пожара. Больше не нужно было транспортировать воду к установке ручным способом или на лошадях. Благодаря использованию насосных, цилиндрических насосов удавалось увеличить длину подающей струи до 60 метров!

Напорный пожарный рукав

 

Начало девятнадцатого века в Европе было отмечено изобретением бесшовного пожарного рукава. Осуществили на практике этот достойный замысел немецкие братья Бурбах. К сожалению, потребовалось около 30 лет, чтобы начать изготавливать этот тип рукавов в промышленном размахе. До середины 19-го века на большинство пожаров вода доставлялась на место в ведрах. Первые пожарные рукава были недостаточно прочными, так как были сшиты из кожи и скреплены медными заклепками и шайбами. Около 1890 пожарные рукава из круглых плетеных нитей льняных начали заменять кожаные рукава. Они были, конечно, намного легче, но пропускали воду.

Обращая взор на нашу российскую историю, стоит сразу сказать о некотором отставании в этом вопросе. Потребовалось на своём опыте понять, какими тяжелыми бывают последствия нерадения о своей безопасности. В семнадцатом веке в Москве был издан указ, строго указывающий на необходимость держать на состоятельных дворах специальные, «водоналивные трубы» (пожарные рукава). Благодаря их наличию увеличивалась скорость и эффективность работы пожарных команд, организованных всего на пару десятков лет раньше. После пережитого Москвой сильного пожара властями было принято решение снова усовершенствовать пожарную службу. Так появились «водоналивные трубы» из меди вместе с огромными чашами – резервуарами для хранения воды.

Изготовление пожарных рукавов

В прошлом хлопок был наиболее распространенным натуральным материалом волокон, который использовался в пожарных рукавах, но в большинстве современных образцов используются синтетические материалы, такие как полиэфир или нейлон. Синтетические волокна обеспечивают дополнительную прочность и лучшую устойчивость к истиранию. Нити волокна могут быть окрашены различные цвета. Покрытия и вкладыши изготавливают из синтетического каучука, который обеспечивает устойчивость к химическим веществам, температуре, озону, ультрафиолетовому излучению, грибкам, плесени и истиранию.

Существуют два различных типа нитей волокна, которые сплетены между собой, образуя рукав. Нити, которые идут вдоль рукава, называются нитями основы и, как правило, сделаны из формованного полиэстера или нейлона. Они образуют внутреннюю и внешнюю поверхности кожуха, и обеспечивают стойкость к истиранию. Нити, которые намотаны в жесткой спирали вокруг поверхности рукава называют наполнительными нитями и изготовлены из полиэстера. Они оказываются в ловушке между перекрещивающимися нитями основы и обеспечивают прочность для противостояния внутреннему давлению воды. В дополнение к тестированию конечного давления, каждый шланг подвергается различным проверкам и тестам на каждом этапе производства. Испытание пожарных рукавов включают визуальные осмотры, испытания сопротивления озона, ускоренные тесты на старение и многое другое. Тенденция в производстве пожарных рукавов показывает, что за последние 20 лет они становятся легче в использовании, прочнее, стоимость материалов снижается, упрощается техническое обслуживание. Эта тенденция, как ожидается, продолжится и в будущем, так как развиваются новые материалы и способы изготовления.

Виды пожарных рукавов в России

На сегодняшний день в Российской Федерации актуален для пожарных рукавов ГОСТ 51049-2008, определяющий комплектность и технический стандарт пожарных рукавов. Современная классификация выделяет три вида пожарных рукавов:

  • напорные рукава. Их главное назначение – это проведение транспортировки тушащего агента под очень большим давлением. При изготовлении изделия используются исключительно гидроизоляционные материалы и армированные сетки, позволяющие увеличить прочность конструкции;
  • всасывающие рукава – это отличный вариант для проведения забора воды путём привлечения в работу пожарного насосного оборудования. Основной материал для их изготовления резина вулканизированная. Но при этом они всё же не такие гибкие, как напорные рукава. Правила эксплуатации пожарных рукавов прописаны в ГОСТЕ 5398-76;
  • комбинированные рукавова.

Типы пожарных рукавов

Помимо этого пожарные рукава принято разделять на группы с буквенной и числовой маркировкой в зависимости от типа перемещаемых сред и климатическом расположении оборудования. Рассмотрим подробнее виды пожарных рукавов

Рукав напорно-всасывающий

Так, рукав напорно-всасывающий используется для забора тушащего агента из разного вида источников, включая сюда и специальные пожарные гидранты. Важно понимать, что для успешной работы этой конструкции требуется генерация достаточного давления внутри рукава. Учитывая тот факт, что динамическая и физическая нагрузка на рукав достаточно велика приходится уделять особое внимание его конструкции. Базовым скелетом его конструкции является гибкий металлический каркас. Он надёжно сохраняет форму изделия, препятствуя физическим воздействиям.

При этом скелет сохраняет свою форму даже после сдавливания или скручивания (что весьма часто происходит в типовой ситуации тушения). Кроме этого металлическая сетка покрыта специальным покрытием, которое противостоит образованию коррозии. Такое напыление отлично противостоит истиранию, а, значит, и продлевает эксплуатационный ресурс напорно-всасывающего рукава. Сам металлический каркас обшит специальным кожухом, в роли которого выступает прочное, текстильное полотно. Для того, чтобы полностью исключить прохождение жидкости она дополнительно может пропитываться агентом, отталкивающим воду. Следует учитывать, что конструкция такого типа рукавов имеет достаточно большую жёсткость и потому требуется правильно монтировать конец изделия к контактному патрубку на машине. Для этого необходимо использовать специальные, монтажные ключи К-50 или К-180, в зависимости от исходного диаметра пожарного рукава.

Рукав пожарный напорно-всасывающий

Всасывающие пожарные рукава

В принципе, его назначение полностью схоже в выше описанным типом изделия. Но при этом существует определённые конструктивные отличия, которые стоит более детально отличить. Рукав всасывающий имеет увеличенную жёсткость скелета, но при этом достаточно мобилен при перемещении в рабочем режиме. Внутренним слоем рукава является очень прочная резиновая камера, толщиной около 1 см (всё зависит от модификации изделия и конечного производителя). В сердцевине идёт скрученная, металлическая спираль, которая имеет точки для более надёжной фиксации с соседними слоями. Следующей оболочкой является двойная, текстильная структура с пропиткой от пропускания влаги.

Верхним, наружным слоем здесь служит комбинация резины и текстиля. Общая длина пожарного рукава (как и напорно-всасывающей модификации) составляет 400 см. Здесь свою роль играет прямая привязка к особенностям конструкции рабочей техники. Кстати, у зарубежных пожарных автомобилей это значение отличается от отечественного стандарта, так как пеналы позиционируются в зоне насосного отсека.